Ле́мешев Сергей Яковлевич (1902-1977), певец (лирический тенор), народный артист СССР (1950). В 1931-65 в Большом театре. Один из лучших исполнителей партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского); тонкий интерпретатор камерной вокальной лирики. Выступал как оперный режиссёр. Снимался в кино. Государственная премия СССР (1941).
* * *
ЛЕМЕШЕВ Сергей Яковлевич - ЛЕ́МЕШЕВ Сергей Яковлевич (1902-77), российский певец (лирический. тенор), народный артист СССР (1950). В 1931-56 в Большом театре. Среди ролей: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Владимир («Дубровский» Э. Ф. Направника), Вертер («Вертер» Ж. Массне). Снимался в кино («Музыкальная история», 1940). Государственная премия СССР (1941).
* * *
ЛЕ́МЕШЕВ Сергей Яковлевич [10 (22) июля 1902, д. Старое Князево, Тверская губ. - 26 июня 1977, Москва], российский певец (тенор). Народный артист СССР (1950). Лауреат Государственной премии СССР.
Детство и юность
В детстве учился сапожному делу в Петербурге (1914). Вернувшись в деревню, занимался в художественно-ремесленной школе, где освоил азы нотной грамоты, пения, участвовал в самодеятельных спектаклях и концертах. Учился в кавалерийской школе (1920), откуда получил направление на учебу в консерваторию. В 1925 окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Н. Г. Райского).
Начало творческого пути
Начал свой творческий путь в Оперной студии К. С. Станиславского (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) (1925-26), где исполнял партии Ленского («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) 1925), роль которого репетировал со Станиславским, Лыкова («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич)) и др.
В 1926-27 был солистом Свердловского театра оперы и балета имени А. В. Луначарского, где уже в первый год работы его репертуар насчитывал более двенадцати партий (дебют - партия Берендея в «Снегурочке» Римского-Корсакова). В первый сезон в Свердловске спел меццо-сопрановую партию Зибеля в опере «Фауст» Ш. Гуно (см. ГУНО Шарль). Два сезона пел в русской опере при КВЖД в Харбине (1927-29), где наряду с оперным репертуаром (Ленский, Баян, Берендей и др.) исполнял партию Люсьена в оперетте В. Валентинова «Жрица огня». Два сезона работал в Тбилисском театре оперы и балета (1929-31), где исполнял ведущий репертуар и впервые спел партии Джеральда («Лакме» Л. Делиба (см. ДЕЛИБ Лео)) и Рудольфа («Богема Дж. Пуччини (см. ПУЧЧИНИ Джакомо)).
В Большом театре
В 1931-56 - солист Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), где дебютировал, еще до прихода в труппу, в феврале 1931, партиями Берендея («Снегурочка») и Джеральда («Лакме»). Первая постановка - «Золотой петушок» (Звездочет, 1932). Блестяще исполнял партию Ленского («Евгений Онегин» Чайковского) и другие: Дубровский в одноименной опере Э. Направника (см. НАПРАВНИК Эдуард Францевич), Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки (см. ГЛИНКА Михаил Иванович)); Левко («Майская ночь»), Индийский гость («Садко») и Моцарт («Моцарт и Сальери») в операх Римского-Корсакова; Вертер в одноименной опере Ж. Массне (см. МАССНЕ Жюль); Фауст в одноименной опере Ш. Гуно (см. ГУНО Шарль); Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини (см. РОССИНИ Джоаккино)), Герцог («Риголетто») и Альфред («Травиата») в операх Дж. Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) и др.
В 1947 выступал с гастролями в Берлинской Государственной опере (Ленский в опере «Евгений Онегин»).
Особенности голоса и исполнительской манеры
Выдающийся русский тенор. Обладатель нежнейшего лирического голоса, теплого, проникновенного тембра. Его исполнительской манере были свойственны искренность, естественность, сценическая свобода и мягкая пластика, благородство и хороший вкус, ясная дикция и четкая фразировка. Обладал безупречно отшлифованной вокальной техникой, изумительно красивым piano и pianissimo. Современники отмечали необыкновенную моложавость Лемешева на сцене, даже под конец своей артистической карьеры блистательно исполнявшего роли юношей, будь то Ленский или Дубровский. Ему в полной мере было присуще то, что Станиславский называл «высшим артистическим даром», - сценическое обаяние.
В 1951 состоялся дебют Лемешева в качестве оперного режиссера («Травиата» на сцене Ленинградского Малого оперного театра). В 1957 выступил в Большом театре как режиссер-постановщик оперы «Вертер» (спектакль был восстановлен им же в 1964).
Концертная деятельность
Чрезвычайно разнообразен был концертный репертуар певца, включавший произведения Глинки, Римского-Корсакова, Ф. Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц), Р. Шумана (см. ШУМАН Роберт (композитор)), романсы Ю. А. Шапорина (см. ШАПОРИН Юрий Александрович) и Г. В. Свиридова (см. СВИРИДОВ Георгий Васильевич), народные песни и др. Подготовил и исполнил цикл «Сто романсов Чайковского» из пяти концертов, включивших все романсы композитора (1938). Огромной популярностью в его исполнении пользовались произведения советских композиторов - И. О. Дунаевского (см. ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович) (сочинения «Восточный романс» и «Скажите ей» композитор написал специально для Лемешева и посвятил ему), Шапорина, Свиридова (цикл на стихи А. С. Пушкина), А. Г. Новикова (см. НОВИКОВ Анатолий Григорьевич), В. Я. Шебалина (см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич), Т. Н. Хренникова (см. ХРЕННИКОВ Тихон Николаевич) (была осуществлена грамзапись цикла песен на стихи Р. Бернса под аккомпанемент автора) и др. Подготовил специальную программу из произведений композиторов-современников (1936).
Исполнил главную роль в художественном фильме «Музыкальная история» (1940). Принимал участие в телевизионных музыкальных постановках («Дубровский», 1960; «Демон», «Евгений Онегин», 1962).
Вел большую общественную работу: был неизменным участником шефских концертов, с творческими бригадами выступал на предприятиях, стройках, в колхозах, военных частях и на флоте (с 1961 - систематические концертные поездки по стране). В годы Великой Отечественной войны (1941-45) работал в филиале Большого театра (1941-43), выступал в концертах для формирующихся на фронт частей, в госпиталях, на призывных пунктах.
Автор биографической книги «Путь к искусству» (1974).
Похоронен на Новодевичьем кладбище, в Москве.